Ребенок развивается постоянно
Прежде всего следует отметить, что ребенок находится в процессе постоянного роста и развития, поэтому любая оценка должна учитывать логику этого процесса. Это означает, что клиницисты должны хорошо знать и понимать закономерности психического развития ребенка в норме и патологии. В зависимости от возраста дети ведут себя по-разному, поэтому необходимо уметь правильно предвидеть характерное для каждого возраста поведение.
Наряду со знанием возрастных особенностей поведения требуется некоторое знание границ индивидуальных различий, так как дети обычно не похожи друг на друга. Также следует понимать, что многие стадии психического развития обычно связаны с переживанием различных стрессов и эмоциональных волнений. И дело сводится не только к тому, чтобы определить, в какой момент развития произошло то или иное событие, не менее важно выяснить, как оно произошло, и какие процессы оказались затронутыми. Наконец, в любой психиатрической оценке должен решаться вопрос о том, в какой степени отмечаемая симптоматика влияет на общий ход процесса развития ребенка. Это предполагает наличие знаний о самом процессе. Обзор результатов некоторых исследований и обсуждение ряда вопросов, касающихся психического развития ребенка, будет проведен во второй главе.
Имеющиеся у детей психические расстройства необходимо анализировать с точки зрения общей истории заболевания. Это обусловлено тем, что дети постоянно развиваются и изменяются. Поэтому не следует ограничиваться лишь констатацией проблем ребенка в момент обращения к врачу, необходимо выяснить также, каким был ребенок до того, как появились его трудности и как ухудшалось или улучшалось его состояние.
В истории развития болезненных состояний следует также выделять как факторы, которые являются их первопричиной, так и факторы, которые способствуют сохранению расстройства. Между ними могут существовать значительные различия, поэтому, учитывая природу имеющейся у ребенка проблемы, всегда необходимо особенно внимательно анализировать непосредственно действующие влияния.
|