Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению
1 субтест «История в картинках»
Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он на них видит. При этом ни какая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории.
Инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки. Они расскажут тебе одну историю. А какая это история, попробуй догадаться сам. Расскажешь мне, какую ты увидел историю?».
Оценки:
• 7 баллов – Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.
• 5 баллов – Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.
• 3 балла – Ребенок смог правильно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.
• 2 балла – Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.
• 0 баллов – Ребенок не смог составить рассказ.
2 субтест «Заучивание четверостиший»
Задание состоит из трёх частей, целью которого является заучивание четверостиший. Если ребёнок допустил ошибки при повторении, то ему указывают какие ошибки, он допустил и как должна звучать фраза, затем просят повторить его ещё раз. Повторение фразы возможно не более трёх раз. Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи фиксируется).
Инструкция: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постараешься запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре…) Вот послушай:
«Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела! –
Гудит и вьётся над цветком,
Прилежна и мила».
Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты постарайся его повторить:
«Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела!»
Теперь давай с тобой выучим вторую:
«Гудит и вьётся над цветком,
Прилежна и мила».
Очень хорошо. Сейчас давай повторим всё стихотворение. Я ещё раз тебе его прочитаю, потом ты полностью его повтори».
Оценки:
• 5 баллов – Правильное воспроизведение двух частей и целого четверостишия.
• 4 балла – Перестановка, пропуск или добавление слов в какой нибудь части.
• 3 балла – Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
• 2 балла – Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.
• 1 балл – Набор бессмысленных слов.
• 0 баллов – Полный отказ.
3 субтест «Порядок счёта»
Ребёнка просят посчитать по порядку, сколько он сможет. Дальше 22 считать не надо.
4 субтест «Нахождение аналогий»
Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:
1) Днём светло, а ночью?... (темно)
2) Птица поёт, а собака?... (лает)
3) Машина едет, а самолёт?... (летит)
4) Голубь летает, а рыба?... (плавает)
5) У кошки – шерсть, а у утки?... (перья)
6) Платье сшито из ткани, а ботинки?... (из кожи)
Оценки: За каждый правильный ответ начисляется один балл.
5 субтест «Описание картинок»
Ребёнку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста, о том, что происходит на картинке».
Оценки:
а) Разговорная речь.
• 2 балла – Беглая речь без запинок
• 1 балл – Достаточно беглая речь, но есть паузы.
• 0 баллов – Речь запинающаяся, прерывная
б) Построение предложений.
• 8 баллов – Хорошо структурированные, сложные предложения, используются соединительные союзы.
• 6 баллов – Сложные предложения, стереотипно используется один союз.
• 4 балла – Преимущественно простые предложения.
• 1 балл – Преимущественно неполные предложения.
• 0 баллов – Построение предложений нарушено.
в) Артикуляция.
• 2 балла – Чёткое произношение звуков.
• 1 балл – Нечёткое произношение звуков.
г) Фантазия, воображение.
Оценивается в 1 балл, если ребёнок не просто повествует о том, что произошло на картинке, но и о переживаниях мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.
Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.
6 субтест «Моторные пробы»
Правильное повторение рисунка и воспроизведение образца самостоятельно.
7 субтест «Знание форм»
Состоит из набора геометрических фигур, необходимо умение различать цвета, формы и размеры.
Заключение по результатам психологического исследования
Психологический диагноз
Рекомендации
Психолог _____________________________
Пылова М.Э.
|